Бывает ли излишним родительское внимание?
Бывает ли излишним родительское внимание?
0

Бывает ли излишним родительское внимание?

Наши дети страдают от дефицита родительского внимания. Не только детям из неблагополучных семей не хватает родительского внимания, но и детям из самых что ни есть семей благополучных, нормальных. Ведь папе-бизнесмену, деловой маме, с увлечением занимающимся карьерой и зарабатыванием денег, некогда тратить свое драгоценное время на детей. Да и людям обыкновенным – например, школьным учителям, врачам, работающим на полторы, а то и на две ставки, уходящим рано утром и приходящим домой поздно вечером уставшими и измотанными, - часто бывает совсем не до детей. Но, как ни странно, дети могут страдать и от избытка родительского внимания.

Этот избыток родительского внимания называется гиперопекой. Гиперопека бывает двух видов. Во-первых, так называемая, доминирующая гиперопека – когда чрезмерный, порой мелочный, контроль за каждым шагом ребенка, за каждой его мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ним, достигающей иногда (особенно, когда ребенок становится подростком) вида самой натуральной слежки. Так, бдительная мама не пропускает ни одного телефонного разговора своего сына-подростка, строго контролирует, куда и с кем он ходит, с кем общается, как проводит время и т.д. Родители не позволяют ребенку решать вопросы, не только касающиеся каких-то общих, семейных дел, но и связанные с его собственной, личной, жизнью. Любое решение навязывается ребенку, потому что считается, что он не в состоянии сделать правильный выбор, разумно разрешить ситуацию. Это касается всех сфер жизни и деятельности подростка. Если он пытается «своевольничать», недовольные родители наказывают его.

К чему же приводит эта доминирующая гиперопека? Непрерывные запрещения, невозможность никогда принимать свои собственные решения не дают подростку возможности учиться быть самостоятельным, принимать правильные решения, делать верный выбор в трудной ситуации, разумно пользоваться свободой. Она подавляет чувство ответственности и долга, так как если за подростка все решают и на все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он ни на что не способен и не может ни за что отвечать.

В ответ подростки могут уже довольно рано (лет в 12-13) почувствовать желание освободиться от опеки со стороны родителей. Если родители реагируют на это желание усилением контроля и репрессивными мерами (еще жестче требуют повиновения, строже наказывают за своеволие и непослушание, изолируют от сверстников и т.д.), подросток старается уйти от контроля еще сильнее. Бывает, что подросток поднимает настоящий бунт против притеснения, одним махом рвет все сковывающие его свободу цепи, родительские запреты и устремляются «на волю» - на улицу, в компанию сверстников, где полная свобода и возможность делать, что хочешь.

Гиперопека бывает и другого вида – потворствующая. В своем крайнем проявлении этот вид опеки получил название «воспитание по типу кумира семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших жизненных трудностей, от скучных и неприятных обязанностей, от опасностей, подстерегающих его на каждом шагу. Часто это дополняется неустанным восхищением талантами и способностями ребенка, его уникальностью, что, как правило, чаще всего бывает сильно преувеличено.

С детства такой ребенок растет в атмосфере похвал, восторгов и обожания. Иногда в результате у ребенка вырабатывается стремление всегда и везде быть в центре внимания, ловить восхищенные взгляды окружающих, добиваться всего без особого труда и старания.

Бывает, что ребенок становится объектом обожания не всех, а кого-то одного из членов семьи, например, бабушки, или матери, до безумия обожающей своего ребенка, во всем ему потакающей, спешащей во всем ему угодить. Ребенок пользуется этой материнской любовью, привыкает с малых лет немедленно получать все, что ему захочется, и не задумываться над тем, что это его матери может стоить.

Потворствующая гиперопека рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны, он привыкает с детства быть всегда на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежным становится непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперопека мешает выработке у него навыков систематического труда, упорства в достижении целей, умения отстаивать свои интересы, стоять за себя, руководить другими и др. В итоге, подростки не могут приспособиться к жизни.

В общем, можно сделать вывод, что и гипоопека, и гиперопека неблагоприятно сказываются на развитии ребенка, поэтому родителям следует избегать этих крайних форм своего отношения к детям.

Категория: Детская психология


Комментировать:
Имя:

Сообщение:
Читайте также
ТЕСТирование при приеме на работу

ТЕСТирование при приеме на работу

Чт, Май 30, 2013 - 1:11
Психология (в частности тестирование, стрессология, конфликтология, командообразование) в работе HR-менеджера используется достаточно часто и широко...
Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Пн, Март 18, 2013 - 7:25
Не все бизнес-тренерские компании добиваются успеха исключительно благодаря высокому качеству услуг. Некоторые делают ставку на свое умение продавать..
Мужское Эго и как им управлять

Мужское Эго и как им управлять

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:41

«Ну почему этот идиот не хочет быть со мной? Ведь я умна и красива!», «Что же я сделала не так? Почему он говорит, что не хотет иметь со мной ничего общего?!»..

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:18

Может ли парень быть просто другом? Или в общении с сильным полом, по достижении определенного вохраста, без постели не обойтись? Многие девчонки..

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Ср, Июнь 06, 2012 - 11:03

Одежда чуть ли не самый важный атрибут нашей жизни. Когда мы видим человека, мы обязательно смотрим на то, как он одет и в зависимости от этого,..

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Ср, Май 30, 2012 - 2:30

Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок..

Опоздания и как с ними бороться

Опоздания и как с ними бороться

Пн, Май 21, 2012 - 6:27

Сотрудник часто опаздывает на работу. Руководитель звереет от мысли, что на свете есть существа, способные освоить компьютер, но так и не научившиеся..