Игры разума и чтение
Игры разума и чтение
0

Игры разума и чтение

Чтение - это удовольствие или необходимость? Что за глупый вопрос, скажете вы. Если читаешь увлекательный роман - удовольствие. А если готовишься к экзамену - суровая необходимость. Ладно. Тогда спросим так: почему некоторые читают быстро, а другие медленно. Да еще спорят друг с другом. "Зато я все осмысливаю", - говорят медлительные, "А я успеваю больше", - кипятятся стремительные.
Есть теория, согласно которой скорость чтения напрямую связана со скоростью восприятия информации. А еще - со склонностью к быстрому анализу, богатством интеллектуального багажа и общей эрудиции. По другой версии, быстро читающие сограждане перескакивают "через слово", потому запоминают далеко не все. Американцы разделяют типы чтения на "нормальное", при котором коэффициент понимания не опускается ниже 70% и "избирательное", с коэффициентом не ниже 50%. При этом нормальное чтение по скорости может быть обычным (200-300 слов в минуту), ускоренным (300-500) и высокоскоростным (550). Избирательное же чтение может быть чтением-просмотром, поиском и выбором. Чтение-выбор характеризуется скоростью 800-1600 слов в минуту. Очевидно, это именно то, что мы называем "по диагонали". Как правило, такой способ люди используют для предварительного беглого взгляда на текст, выбирая тот фрагмент, который необходимо прочитать более внимательно.

Что значит рационально читать?

Термин "рациональное чтение" появился довольно давно. Самая читающая страна не могла не породить разнообразных школ и приемов увеличения скорости и эффективности освоения текстов. Особенно активно некоторое время назад развивалось скорочтение. Появились методики, реально позволяющие увеличивать скорость в несколько раз! Однако через некоторое время многие тренеры и преподаватели поняли, что скорости недостаточно - так было "изобретено" рациональное чтение. От быстрого оно отличается тем, что ориентировано не только на скорость, но и на количество запоминаемого.
Критериями эффективности служат одновременно два показателя: объем усвоенного материала и время забывания прочитанного. Но это еще не все. Человек должен уметь самостоятельно выбирать тип чтения в зависимости от текста и поставленной задачи. Согласитесь, одинаково использовать скоростное чтение и при просмотре ежедневных газет, и при прочтении романа Достоевского довольно странно. Иногда хочется (и необходимо!) читать медленно, даже мечтательно, смакуя каждое слово и повторяя его про себя. Например, когда читаешь стихи...

От медленного - к быстрому

Считается, что методики, увеличивающие скорость чтения, в то же время в несколько раз улучшают память и развивают мышление. И это может стать спасительным кругом, например, для школьников, перед которыми стоит задача освоения гигантского количества информации. Однако педагоги утверждают, что эти методики хороши лишь для тех, кто научился читать вдумчиво, медленно, пропуская новые сведения через себя и внимательно следя за мыслью автора. Именно такое чтение позволяет видеть многозначность и выразительность слов, чувствовать литературу как искусство. Если же этот этап чтения "перепрыгнуть", если сразу приступить к быстрочтению, вместо благодарного читателя можно получить ограниченного потребителя информации в любом виде.

От медленного и вдумчивого чтения уже спокойно можно переходить к скорости и интенсивности восприятия. И здесь существует несколько конкурирующих методик, с помощью которых школы рационального чтения обучают своих слушателей. Эти методики объединяет несколько общих приемов.

Вертикальное чтение. Пользуясь специальными упражнениями человек привыкает к "скольжению" взгляда не по строчкам, а сверху вниз, захватываю строки боковым зрением. Здесь существуют разные упражнения, суть которых состоит в том, чтобы приучить мозг "догадываться" о том, что написано слева и справа от основного "маршрута" взгляда.

Подавление регрессии. Мы так устроены, что время от времени возвращаемся взглядом к началу строки, предложения, слова. Это время можно сэкономить, приучив себя двигаться по тексту без остановок.

Подавление артикуляции.
Большинство читателей не осознает, что произносит каждое слово про себя. Это один из самых сложных элементов тренировки скорочтения. Чаще всего на тренингах для подавления артикуляции используют метроном. Разработана даже компьютерная программа, помогающая в этом упражнении. Тренируя сознание, можно приучить себя "отключать" проговаривание при любом замедлении прочтения текста. Но здесь надо учитывать тот факт, что все малознакомые, значимые или эмоционально ярко окрашенные слова мозг просто обязан проговорить! Иногда подавление артикуляции привязывается к упражнениям по поиску ключевых слов. Скользя по тексту, глаз, руководимый сознанием, выхватывает ключевые слова, и читающий проговаривает про себя их, и только их.

Выделение из текста главного: фабулы, ключевых слов. Это должно происходить на подсознательном уровне, автоматически. Подобные приемы чрезвычайно хороши в тех случаях, когда необходимо просмотреть, например, кипу газет или журналов. Некоторые пользуются приемами неосознанно, без специальной подготовки, но большинству все же приходится прибегать к тренировкам.
Стратегия и тактика

Конечно, лучше всего заниматься обучением рациональному чтению "под присмотром" профессионалов. Некоторые тренеры успешно используют приемы, взятые из восточных практик: медитация, расслабление (это помогает воспитывать сосредоточенность на тексте, независимо от отвлекающих обстоятельств). Другие используют элементы нейролингвистического программирования, давая возможность не только повышать интенсивность чтения, но показывая человеку возможности его сознания, тренируя общую восприимчивость к информации, помогая испытывать состояние интеллектуальной силы, легкости, мгновенности реакций. Но иные упражнения можно делать и самостоятельно.


водите карандашом по строчкам текста, не останавливаясь и не замедляясь. Глаз будет автоматически следовать за карандашом;
попробуйте охватывать взглядом не одно, а сразу три слова. Если получается легко - можно попытаться на одной строчке делать всего три "остановки", в которые поместятся все значащие слова;
мысленно нарисуйте эллипс на поверхности текста и читайте только те слова, который находятся внутри этой фигуры;
для подавления артикуляции отбивайте рукой ритм, который не согласуется с ритмом речи;
представьте, что страница текста - это гора, а ваш взгляд - лыжник. Техника "слалома" означает, что вы скользите по ломаной кривой сверху вниз, пытаясь при этом уловить смысл и содержание текста;
возьмите лист газеты, прочитайте ее и на всей странице маркером отметьте ключевые, на ваш взгляд, слова. Через день-два вернитесь к этому же листу и попробуйте восстановить текст, читая лишь отмеченные слова.
Для развития периферийного зрения на тренингах обычно используется упражнение "Таблица Шульте". Требуется концентрировать внимание на зеленой точке, расположенной в центре прямоугольной матрицы чисел - таблице, но в то же время искать последовательные целые числа от 1 до 25, которые расположены случайным образом. Правда, специалисты предупреждают, что самостоятельное выполнение этого упражнения может приводить к сильной усталости глаз и головной боли.

Не играйте в прятки с мозгом

Наш мозг, утверждают нейропсихологи, не дает нам перенапрячься. Например, попытка удерживать внимание на тексте пять и более минут обречена на провал. Мозг неизбежно отвлекается каждые две минуты для того, чтобы проверить, быстро "отсканировать" внешний мир. Видимо, этот инстинкт был заложен в глубокой древности, когда наши предки были вынуждены ежеминутно заботиться о выживании.
Таким образом, нужно принять тот факт, что мы отвлекаемся от текста. И прикладывать усилия к тому, чтобы эти две минуты максимально сосредотачиваться на тексте и читать его быстро!
А за несколько секунд перерыва в интенсивном чтении мозг "забросит" прочитанную информацию на ту "полочку", с которой потом она будет извлечена в необходимый момент.
И, наконец, есть один, очень и очень эффективный способ повышения и скорости, и усвояемости текста. Нужно представить, что этот текст больше никогда (!) не попадется на глаза. Что именно сейчас, в отведенные несколько минут есть шанс прочитать его единственный раз. Вообразите, что каждое слово после прочтения осыпается всеми буквами в пропасть...

Категория: Саморазвитие - школа лидера. Самосовершенствование


Комментировать:
Имя:

Сообщение:
Читайте также
ТЕСТирование при приеме на работу

ТЕСТирование при приеме на работу

Чт, Май 30, 2013 - 1:11
Психология (в частности тестирование, стрессология, конфликтология, командообразование) в работе HR-менеджера используется достаточно часто и широко...
Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Пн, Март 18, 2013 - 7:25
Не все бизнес-тренерские компании добиваются успеха исключительно благодаря высокому качеству услуг. Некоторые делают ставку на свое умение продавать..
Мужское Эго и как им управлять

Мужское Эго и как им управлять

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:41

«Ну почему этот идиот не хочет быть со мной? Ведь я умна и красива!», «Что же я сделала не так? Почему он говорит, что не хотет иметь со мной ничего общего?!»..

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:18

Может ли парень быть просто другом? Или в общении с сильным полом, по достижении определенного вохраста, без постели не обойтись? Многие девчонки..

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Ср, Июнь 06, 2012 - 11:03

Одежда чуть ли не самый важный атрибут нашей жизни. Когда мы видим человека, мы обязательно смотрим на то, как он одет и в зависимости от этого,..

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Ср, Май 30, 2012 - 2:30

Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок..

Опоздания и как с ними бороться

Опоздания и как с ними бороться

Пн, Май 21, 2012 - 6:27

Сотрудник часто опаздывает на работу. Руководитель звереет от мысли, что на свете есть существа, способные освоить компьютер, но так и не научившиеся..