Опоздания и как с ними бороться
Опоздания и как с ними бороться
0

Опоздания и как с ними бороться

Сотрудник часто опаздывает на работу. Руководитель звереет от мысли, что на свете есть существа, способные освоить компьютер, но так и не научившиеся выходить из дома на час раньше. Виновник сам недоумевает, в чем дело. Неужели это так сложно - научиться приходить во время?!

Не "почему?", а "зачем?"

Причин опоздания может быть несколько. Наша жизнь готовит массу сюрпризов, вроде пробок на дороге, но если человеку важны тема беседы или партнер, то, как правило, он приходит вовремя. У кадровиков бытует превратное мнение, что опоздание - это индикатор скрытого отношения к работе или человеку.

Когда создается новая компания, участники горят энтузиазмом действовать и даже в условиях цейтнота успевают делать много дел. А потом вдруг один из них начинает опаздывать. Одна из версий: его система ценностей изменилась. Когда он только пришел в бизнес, для него дело было главным. А потом появились другие интересы, они отвлекают его внимание, поэтому сотрудник уже не так торопится на работу.

Опаздывая, работник также демонстрирует свою свободу. Напоминать начальнику вслух о собственной независимости слишком опасно, и подчиненный прибегает к жестам, которые при необходимости можно оправдать житейскими невзгодами.

Непунктуальность - это также демонстрация значимости. Человек берет себе часть служебного лимита времени и говорит: "Я могу себе это позволить - опоздать, а они меня подождут. Потому что я важен для них". Еще одна причина опозданий - скрытое намерение сотрудника привлечь к себе внимание и услышать вопрос: "В чем дело?". Тогда он сможет рассказать о своих проблемах. Есть и более изощренные обоснования - подчиненный регулярно опаздывает для того, чтобы подставить своего непосредственного начальника и обратить на него гнев директора компании.

Чем сильнее руководитель закручивает гайки, не разбираясь в причинах, тем глубже и сильнее конфликт.

Не думай о минутах свысока

Для того чтобы выявить истинные причины опозданий, необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту. Он поможет открыть человеку "вторичные выгоды" его поступков, найти более безопасный и общественно приемлемый способ реализовать подсознательные стремления в другом, более подходящем стиле поведения, не влекущем за собой наказания. Но для менеджмента такой способ сложен. Поэтому западные менеджеры нашли другое, более эффективное решение - они вообще перестали придавать первостепенное значение опозданиям. Некоторой части персонала разрешили не выходить на работу и трудиться дома, связываясь с офисом по интернету. От этого выиграли и "совы", получившие возможность регулировать распорядок в соответствии со своим жизненным ритмом, и "жаворонки", для которых расчистились дороги к работе.

Это произошло потому, что в прошлом веке бытовал подход, при котором режиму придавалось особое значение. Когда человек устраивался в фирму, предполагалось, что он будет работать там всю жизнь с 8 до 17. Теперь затянувшаяся стабильность считается негативным признаком. На первый план выходят такие показатели, как результат, скорость, развитие, обновление. Сегодня люди собираются для выполнения проекта. Такой стиль работы отодвигает на задний план корпоративные ритуалы, к которым относится приход на работу в точно обозначенное время. Исполнительность и пунктуальность перестали считаться первостепенными добродетелями. Для руководителя важнее, что именно делает его подчиненный, насколько он успешен и сколь велик его потенциал. В последнее время главным принципом организации работы становится МВО - management by objective - управление по целям. Главное - к какому сроку и насколько качественно ты выполнил задание, а не во сколько начал работу.

Однако предположим, что приход на работу вовремя - дело принципа для руководителя, корпоративной культуры и производственной необходимости. И тогда привычка запаздывать мешает сотруднику продвигаться по службе. Как поступать в этом случае? Советы руководителю достаточно просты. Для того чтобы не распинать сотрудников за каждую минуту опоздания, руководитель должен, во-первых, набрать таких людей, которые бегут на работу с большим интересом, потому что они заинтересованы в результате и у них нет намерений кому-то что-то демонстрировать, разыгрывая психологические игры. Во-вторых, руководитель должен повесить на входе такую "морковку", ради которой сотрудники бежали бы на работу чуть свет. Причем эта приманки должны быть разными. Я обожаю шоколад, но когда иду ловить рыбу, беру с собой червяков. Нужно найти для каждого свои приманки, а не звать всех к моей цели. Для одного человека важным будет выполнение проекта, потому что это дает ему новый опыт и пригодиться для дальнейшей карьеры. Другого следует заинтересовать материально. Он сам туда рвется. Третий получит определенное вознаграждение, возможно, нематериальное, плюс к этому свободу действий.

Некоторые директора фирм находят оригинальные приемы, органичные для их корпоративной культуры. Один владелец небольшой компании начинал рабочий день с чаепития в главном зале, с участием всех сотрудников. До этого нововведения опоздавший незаметно проскальзывал на рабочее место, а после организации чаепитий обстановка изменилась - нарушитель должен был проходить через зал, при всех раздеваться и присоединяться к остальным. Это выглядело не вполне прилично и мешало разговору. В итоге люди начали приходить вовремя.

Быстрее бежать по гаревой дорожке

Если обстоятельства вынуждают вас приходить вовремя, есть несколько методов управления временем. Один из них - фантазии на тему выхода на пенсию. Подумайте, что вы хотели бы услышать в свой адрес в этот день и как бы вы оценили прожитую жизнь. Грустные мысли? Реклама и СМИ навязывают нам другую модель: "Не думай о будущем. Получай удовольствие сейчас", потому что никому не нужен отложенный спрос. Но ведь однажды роковой день наступит, и "чтобы не было мучительно больно", следует проделать такую работу:

описать цели, к которым вы стремитесь (стать директором) и за достижение которых вам будет приятно получить вознаграждение.
средства достижения (пройти служебную лестницу)
режим, наиболее соответствующий этому (приходить первым).

Не менее эффективный, но более хлопотный способ - предварительный просчет потраченного времени - был придуман Александром Александровичем Любищевым, о котором Даниил Гранин написал роман "Эта странная жизнь". На протяжении 50 лет он хронометрировал и записывал все, чем занимался. Он доказал, что когда многие говорят: "Я работаю 18 часов в сутки", это, скорее всего, значит, что они просыпаются в 8 утра и засыпают в час ночи. А эффективно потраченного времени обычно 2-3 часа, максимум 7-8 в день.

Подробный аудит собственного времени хотя бы в течение некоторого периода полезен, потому что человек задумывается о целесообразности своих занятий и начинает контролировать: "Чем я сейчас я занимаюсь?" и затем "Что мне это дает?" Это обязательно приводит к повышению пунктуальности и ускорению ритма жизни.

Категория: Бизнес психология


Комментировать:
Имя:

Сообщение:
Читайте также
ТЕСТирование при приеме на работу

ТЕСТирование при приеме на работу

Чт, Май 30, 2013 - 1:11
Психология (в частности тестирование, стрессология, конфликтология, командообразование) в работе HR-менеджера используется достаточно часто и широко...
Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Пн, Март 18, 2013 - 7:25
Не все бизнес-тренерские компании добиваются успеха исключительно благодаря высокому качеству услуг. Некоторые делают ставку на свое умение продавать..
Мужское Эго и как им управлять

Мужское Эго и как им управлять

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:41

«Ну почему этот идиот не хочет быть со мной? Ведь я умна и красива!», «Что же я сделала не так? Почему он говорит, что не хотет иметь со мной ничего общего?!»..

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:18

Может ли парень быть просто другом? Или в общении с сильным полом, по достижении определенного вохраста, без постели не обойтись? Многие девчонки..

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Ср, Июнь 06, 2012 - 11:03

Одежда чуть ли не самый важный атрибут нашей жизни. Когда мы видим человека, мы обязательно смотрим на то, как он одет и в зависимости от этого,..

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Ср, Май 30, 2012 - 2:30

Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок..

Опоздания и как с ними бороться

Опоздания и как с ними бороться

Пн, Май 21, 2012 - 6:27

Сотрудник часто опаздывает на работу. Руководитель звереет от мысли, что на свете есть существа, способные освоить компьютер, но так и не научившиеся..