Психологические особенности неуспевающих школьников
Психологические особенности неуспевающих школьников
0

Психологические особенности неуспевающих школьников

Вопрос: «Вот уже и первая четверть подходит к концу. Уже стало ясно, как учится первоклассник, справляется ли он со школьными требованиями. Наверное, среди первоклассников уже выделились неуспевающие школьники. А каковы психологические особенности таких учащихся?»

К неуспевающим школьникам можно отнести детей, испытывающих в силу различных причин стойкие затруднения в усвоении программ обучения и не имеющих грубой патологии в развитии интеллекта, слуха, зрения, речи, двигательных функций.

Выделяются два вида причин, обуславливающих возникновение отклонений в развитии детей, которые приводят к школьной неуспеваемости, - врожденные и приобретенные. Врожденные отклонения – это следствия влияния неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития ребенка. Приобретенные отклонения возникают как следствия негативных воздействий на ребенка во время его рождения и в дальнейшие периоды развития.

Разными психологами-исследователями выделяются различные варианты школьных трудностей. Например, выделяются познавательные и личностные трудности.
Познавательные трудности – с преимущественным нарушением собственно обучаемости. Недостаточная способность к обучению снижает доступный ученику уровень образования. Эта недостаточная способность к обучению обуславливается различными факторами. Традиционно выделяются такие: нарушения интеллекта и предпосылок (внимания, работоспособности), школьных навыков (моторики, счета, чтения, речи). Значительная часть этих факторов связана с некоторой органической патологией.
Личностные трудности – с преимущественным нарушением школьной социализации, выражаются в ограничении круга доступных ребенку форм межличностного общения. Причины этого лежат в отклонениях характера и поведения: развитии патологических черт характера, патологических реакций на психические травмы (конфликты в школе, семье и т.д.), приобретенные физические недостатки, соматические заболевания.

Среди нарушений личностного характера – недоразвитие мотивационного и волевого компонентов деятельности, отсутствие критического отношения к своим поступкам, психофизический инфантилизм, возникающий в результате замедленного созревания наиболее поздно формирующихся отделов центральной нервной системы (лобных отделов головного мозга).

Все исследователи отмечают, что у детей с трудностями в обучении наблюдаются недостатки интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Всех таких детей можно подразделить на две большие группы в зависимости от преобладания тех или иных недостатков.

Если преобладают факторы произвольной регуляции, ребенок испытывает проблемы, в основном, в области эмоционально-волевой сферы и внимания, а нарушения памяти и речи вторичны. Это дети чаще всего с психофизическим инфантилизмом.

При первичной интеллектуальной недостаточности у ребенка также могут наблюдаться различные нарушения регуляции деятельности, эмоционально-волевые расстройства. Но причиной таких нарушений чаще всего являются церебрально-органические поражения.

В целом, к психологическим особенностям отстающих детей относятся: недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низкий уровень мотивации, общая познавательная пассивность, недоразвитость отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, речи, нарушения моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенности, низкая работоспособность, ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности, несформированность операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Категория: Детская психология


Комментировать:
Имя:

Сообщение:
Читайте также
ТЕСТирование при приеме на работу

ТЕСТирование при приеме на работу

Чт, Май 30, 2013 - 1:11
Психология (в частности тестирование, стрессология, конфликтология, командообразование) в работе HR-менеджера используется достаточно часто и широко...
Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Пн, Март 18, 2013 - 7:25
Не все бизнес-тренерские компании добиваются успеха исключительно благодаря высокому качеству услуг. Некоторые делают ставку на свое умение продавать..
Мужское Эго и как им управлять

Мужское Эго и как им управлять

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:41

«Ну почему этот идиот не хочет быть со мной? Ведь я умна и красива!», «Что же я сделала не так? Почему он говорит, что не хотет иметь со мной ничего общего?!»..

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:18

Может ли парень быть просто другом? Или в общении с сильным полом, по достижении определенного вохраста, без постели не обойтись? Многие девчонки..

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Ср, Июнь 06, 2012 - 11:03

Одежда чуть ли не самый важный атрибут нашей жизни. Когда мы видим человека, мы обязательно смотрим на то, как он одет и в зависимости от этого,..

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Ср, Май 30, 2012 - 2:30

Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок..

Опоздания и как с ними бороться

Опоздания и как с ними бороться

Пн, Май 21, 2012 - 6:27

Сотрудник часто опаздывает на работу. Руководитель звереет от мысли, что на свете есть существа, способные освоить компьютер, но так и не научившиеся..