Свобода, общение и инетрнет
Свобода, общение и инетрнет
0

Свобода, общение и инетрнет

Это сладкое слово "свобода"... Что мы можем понимать под этим? Да всё, что угодно! От анархизма и распущенности (в том числе и морально-нравственной), до действительно внутренне свободного ощущения себя в жизни.Что мы можем противопоставить той жизни, в которую вошли сождения? Каким образом нам определить её ценность и отделить зёрна от плевел, отделить свободную жизнь от жизни раба, заключённого в рамки тех условий, в которых мы принуждены жить? Или выживать? И нужно ли вообще выживать и бороться в этих условиях или лучше приспособиться и "не возникать", так сказать, плыть по течению: авось, куда-нибудь да приплывём?.. И, если мы всё же решаем бороться за своё право на жизнь, за право на ощущение внутренней свободы в жизни, то каким образом это сделать?

Над этими вопросами я думал, начиная писать эту статью. Эти вопросы важны для каждого из нас, кто так или иначе задумывается над своей жизнью, над тем, кто он в этой жизни и зачем живёт. Важны они и для тех, кто с детства оказался в условиях, совершенно экстремальных для борьбы за право на свободное выражение себя - инвалидов и сирот. Эти люди (а дети - это люди; ребёнок - это человек со своими желаниями и намерениями, со своим собственным Внутренним Миром, который, к сожалению, при взрослении в большинстве случаев исчезает, сливаясь и преобразуясь в "обычный", иной раз присущий "всем взрослым" крошечный "бытовой мирок". Мирок, где важны не мечты и полёт фантазии, а унылое "с 9 до 5"), эти люди особенно остро ощущают на себе "несправедливость внешнего мира".

Сиротство и инвалидность можно подразделять на разные категории, приписывать ему разные "этапы становления и развития", но факт остаётся фактом: человек родился и имеет право на свободное выражение себя. А свободное выражение - это, в первую очередь, быть самим собой. Быть таким, каков ты есть, слепо не подчиняясь влиянию различных социальных факторов, формулировке "будь как все", потому что каждый человек уникален своей индивидуальностью,а не набором "общих характеристик", которые подходят или не подходят под социальный шаблон.

Когда человек начинает осознавать самого себя и мир вокруг себя, перед ним встают естественные вопросы: "Кто я?"и "Зачем я?" С этих вопросов начинается его становление и как личности, и как индивидуальности. Но ответы на эти вопросы иной раз бывают не очень приятными для ребёнка: ребёнок начинает понимать, что он "не такой как все":он "ребёнок-инвалид" или "ребёнок-сирота" - так говорит ему окружающий социальный стандарт... Мир к нему жесток и жёсток: это не мир любви и мечты, это мир войны. Войны не столько за себя, сколько за противопоставление себя этому миру (тогда о какой же свободе может идти речь, если ребёнок видит вокруг себя только эту "войну за выживание"?).Вот тогда-то и могут произойти те непоправимые изменения, которые отразятся на дальнейшей жизни этого человека: ребёнок может уйти в глубокую депрессию, вплоть до суицида, или наоборот, сопротивляясь этому "несправедливому" (с его точки зрения) положению в обществе "здоровых и нормальных", ребёнок, стараясь обратить на себя внимание, начинает совершать действия, не совсем совместимые с этической и нравственной позициями... Конечно, этот маленький человечек требует к себе внимания, требует общения с ним не в меньшей, а даже в большей степени, чем "обычный" ребёнок. И это его право и наша обязанность, обязанность людей, занимающихся такими детьми - дать ему это общение. Дать ему ту толику искреннейлюбви и искренней заинтересованности в нём, которую он вполне обоснованно заслуживает. Но именно общение, а не просто поверхностную коммуникацию, обмен информацией или,того хуже, поучение! Общение на уровне "личность-личность", "человек-человек", то есть на равном с ребёнком уровне.

Работая с детьми-инвалидами ещё со студенческой скамьи, я понял, насколько они хотят, чтобы их считали хорошими, чтобы не замечали их увечий и их отличий от "здоровых детей". Насколько они просят к себе внимания, признания их ценности. Уровень самооценки таких ребят напрямую зависит от уровня их вовлечённости в общение как со сверстниками, так и со взрослыми. К сожалению, техника умения общаться у таких детей не всегда на высоте... Это зависит от многих причин: ведь первые уроки общения мы усваиваем из семьи, а если семьи нет, или ребёнка не признают за "своего", делая из него нечто вроде "козла отпущения" из-за его несоответствия?.. Или если ребёнок, вследствие своей инвалидности, просто не может выйти из дома? Тогда приходится заново учить таких детей общаться как между собой, так и со взрослыми (кстати, и учить родителей таких детей общаться с ними!). Учить принимать в свой мир других людей (он этого хочет, очень хочет, только боится,что его не поймут, отвергнут, посмеются над ним и поэтому закрывается, зашоривается от других, или, наоборот, начинает агрессивно себя вести, "неслушаться": проблема так называемых "трудных детей" зачастую заключается именно вэтом: в их желании обратить на себя внимание и, одновременно, страхе, что им причинят боль, душевную боль).

Безусловно, общаться лучше всего в реале, "вживую", тет-а-тет, но если по каким-либо причинам ребёнок находится дома постоянно и/или не может пригласить друзей к себе домой? Тогда на помощь приходит... Интернет. Но стремительно развивающаяся информационная технология Интернет несёт в себе и "бомбу замедленного действия": хоть это и преодоление громадных расстояний между людьми, общающимися таким образом, но это также и возможность Интернет-зависимости, когда человек, уткнувшись в монитор своего компьютера, уже больше ничего не замечает вокруг себя. Виртуальный мир становится для него единственным миром и он закрывается этим "миром" от другого, реального мира. Избежав рабства социальной обусловленности (точнее, убежав от него), человек попадает в рабство монитора. И снова, ища свободы и общения, человек попадает в сеть (уже Интер-Сеть) обусловленности. Особенно важно это для детей: бесконечные "стрелялки" и "бродилки", теперь уже по Интернету, затягивают ищущую чего-то нового молодую душу. Поэтому нужно тщательно и осторожно подходить к обучению ребёнка пользованию компьютером и, тем более, Интернетом.

А всё же что даёт компьютер, особенно подключенный к Интернету, для ребёнка-инвалида? Всё! Или почти всё. Человек, который волею судьбы вынужден сидеть дома, не видя и не слыша (в переносном, а порой и в прямом смысле этих слов) других, получает с помощью компьютера и Интернета действительный и реальный выход в Мир. А какой простор для новых знакомств создают те же "чаты" и "форумы"! Говорят, общая беда сближает, а не сблизит ли таких виртуальных знакомых это общение? Может быть, сблизит даже больше, чем общение здоровых ("нормальных") людей между собой. А там, глядишь, и настоящую, живую конференцию смогутсделать... А если отвлечься от "чатов" и присмотреться к другим возможностям Интернета? Например, находясь в "он-лайне", можно читать литературу, которая ранее была недоступна, или ходить по музеям... А в "офф-лайне" (безИнтернета) можно читать разного рода "Библиотеки в кармане" или слушать музыку... Много чего можно придумать...И тогда монитор компьютера, превратившись из хозяина,обрекающего своего слугу на многочасовое "стреляние"и "брожение", в друга и помощника, и не без помощи взрослого, который мудро выбирает вместе с ребёнком, что тому необходимо в данный момент, учит его общаться, именно общаться через компьютер и Интернет с другими людьми или с книгой, который умно анализирует вместе с ребёнком тот уровень информации, который приходит через этот монитор, который умеет подсказать ребёнку нужное направление, тогда монитор компьютера может заменить ребёнку то окно в Мир, которое ранее было "занавешено" для него.А это уже проблески свободы, той внутренней свободы, когда можно начинать заявлять о себе пусть мало, пусть потихонечку, но со всё более и более возрастающей уверенностью в своих силах.

Максим Валерьевич Свиридов, педагог-психолог Психолого-медико-социального центра

Категория: Детская психология


Комментировать:
Имя:

Сообщение:
Читайте также
ТЕСТирование при приеме на работу

ТЕСТирование при приеме на работу

Чт, Май 30, 2013 - 1:11
Психология (в частности тестирование, стрессология, конфликтология, командообразование) в работе HR-менеджера используется достаточно часто и широко...
Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Пн, Март 18, 2013 - 7:25
Не все бизнес-тренерские компании добиваются успеха исключительно благодаря высокому качеству услуг. Некоторые делают ставку на свое умение продавать..
Мужское Эго и как им управлять

Мужское Эго и как им управлять

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:41

«Ну почему этот идиот не хочет быть со мной? Ведь я умна и красива!», «Что же я сделала не так? Почему он говорит, что не хотет иметь со мной ничего общего?!»..

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:18

Может ли парень быть просто другом? Или в общении с сильным полом, по достижении определенного вохраста, без постели не обойтись? Многие девчонки..

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Ср, Июнь 06, 2012 - 11:03

Одежда чуть ли не самый важный атрибут нашей жизни. Когда мы видим человека, мы обязательно смотрим на то, как он одет и в зависимости от этого,..

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Ср, Май 30, 2012 - 2:30

Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок..

Опоздания и как с ними бороться

Опоздания и как с ними бороться

Пн, Май 21, 2012 - 6:27

Сотрудник часто опаздывает на работу. Руководитель звереет от мысли, что на свете есть существа, способные освоить компьютер, но так и не научившиеся..