ТЕСТирование при приеме на работу
ТЕСТирование при приеме на работу
0

ТЕСТирование при приеме на работу

Психология (в частности тестирование, стрессология, конфликтология, командообразование) в работе HR-менеджера используется достаточно часто и широко. Особенно часто применяют различные типы тестирований. На них и остановимся. Прежде всего, тестирование бывает профессиональное, психологическое, социальное, стрессовое. У каждого вида свои особенности. Профессиональное тестирование. Задача тестов — определить уровень знакомства диагностируемого сотрудника с понятиями, необходимыми в данной профессии. В тесты входят вопросы как из области профессиональных основных понятий (альтернативные ответы), так и из области специализированных заданий. В качестве специализированных заданий часто предлагают, например, оперативную (в течение не более 1 часа) разработку договора, предложения, инструкции, т.е. то, с чем человеку непосредственно предстоит столкнуться в процессе работы, и где только базовыми знаниями не обойдешься. К профессиональным тестированиям отношение испытуемых неоднозначное. Маститый профессионал, столкнувшись с вопросами проверки базовых знаний, может выказать свое пренебрежение к тестированию. Как вариант, вы его даже упустите еще на этапе предварительного собеседования. Специализированные задания, в свою очередь, могут расположить такого специалиста к вам и вашей компании. Поэтому следует перемежать сложные и простые вопросы, для себя четко разграничив их. К профессиональному тестированию можно отнести и деловые, ролевые игры. Социальное тестирование — выявление социальной желательности. Чем выше социальная желательность испытуемого, тем больше вероятность его неискренности, лживости. Хотя, чем она ниже, тем больше вероятность революционных действий данного индивидуума. Стрессовое тестирование — вычисление показателя уровня сопротивления стрессовым факторам и выявление стрессосоздающих для устранения таковых (по мере возможности) из окружения человека. Психологическое тестирование. Долгое время психологи-практики накапливали тесты, публикуемые психологами-теоретиками для широкой публики. При создании теста теоретик закладывает в его основу один или несколько основных вопросов, которые потом тщательно маскирует большим количеством отвлеченных тем. Проработка этих вопросов (отклики, ответы и т.д.) нужна ему для дальнейших углубленных исследований одного единственного качества, которому он посвятил всю свою науч- ную карьеру. И использовать такие тесты для работы можно только очень избирательно и осторожно. В последнее время широкая публика подобные тесты может встретить во всемирной сети Интернет. Они доступны, легки в заполнении, но, к сожалению, низкоэффективны. Плюс ко всему популяризация тестов приводит к тому, что валидность ответов снижается. Сей- час почти никого не удивишь тестами “Несуществующее животное”, “Дом, дерево, человек”, “Геометрические фигуры”, “Тест Марлоу”. При подготовке к собеседованию соискатель на должность просмотрит и пройдет данные тесты, чтобы знать, как “правильно ” отвечать на вопросы. В практике был случай: получив альбом тестов, соискатель на должность менеджера продаж быстро заполнил два из них и протянул бланки психологу. На вопрос, почему не заполнены еще два теста, человек достаточно спокойно ответил, что он этих тестов не знает, отвечать не будет. Тесты, которые разработали и проверили психологи-практики, в литературе публикуются очень редко. Этот инструментарий можно отнести к разряду коммерческих тайн. Следует отметить тенденцию многих психологов использовать западные методики для тестирования нашего человека. Оправдано ли это? Когда разрабатывают тесты, вопросы подбирают такие, чтобы, прежде всего, не отпугнуть опрашиваемого. С доверием и пониманием человек будет относиться только к тем вопросам, которые подобраны с учетом его восприятия действительности. Не секрет, западный менталитет существенно отличается от отечественного. Поэтому, если вы хотите проверить человека, сформулируйте вопросы максимально удобно для его восприятия. Или, что лучше, воспользуйтесь разработками не зарубежных, пусть даже очень известных и признанных мэтров, а отечественных психологов-практиков. Чтобы исследовать личность человека, одного-двух тестов недостаточно. Для полной картины нужна палитра красок. Иными словами, если необходимо построить психологический профиль человека, следует подобрать около десятка тестов, разработанных психологами- практиками, каждый из которых полностью прорисовывает отдельные качества личности. Из разрозненных деталей с помощью определенных связок и создается искомый профиль. Профиль личности, это: • описание сильных и слабых сторон характера человека; • выявление его приоритетных ценностей и потребностей; • анализ устойчивости к стрессам, конфликтности; • анализ направленности и ориентированности; • коммуникативный и организационный контроль; • определение типа темперамента; • выяснение показателя достижения поставленных целей и задач; • отношение к финансам; • потребность в одобрении и нематериальном стимулировании; • описание ключей к общению с человеком; • скрытые потенциалы; • способность к развитию, обучению. Человек в разные моменты жизни находится на разных уровнях восприятия и переработки информации. У каждого и свой порог восприятия информации. Этот показатель важно знать и учитывать. Почему? Чтобы в данный период времени оградить мозг человека от поступления новой информации, которую он не способен переработать и использовать на благо себе. В момент наступления порога восприятия человеческое сознание расширяет “ячейки фильтрации и выбора”, из-за чего вся получаемая информация не откладывается в полезные навыки и знания, а остается на уровне кратковременной памяти. Если в этот период принять участие в обучении, это будет только лишняя трата времени. Порог обучения — не крайняя точка развития личности. Через некоторое время (чаще — отдыха, отпуска, каникул) восприятие восстановится. Воспринимаемая информация попадает в ячейки кратковременной памяти, в которых она в “ярких красках ” содержится от 1-го до 7-ми дней, после чего опускается в ячейки долговременной памяти и при “закреплении ” опускается еще ниже в навыки/ знания. Порог восприятия информации наступает вследствие следующих факторов: • перенасыщение информацией; • перенасыщение специализированной информацией; • возрастная или профессиональная сложность информации; • однотипность получаемой информации; • “скучная лекция”; • неактуальная информация; • временные рамки; • нелогическая структура преподаваемой информации; • физическая или моральная усталость; • стресс. Оксана Кондратенко, директор по персоналу ЗАО ТД «Отечественный трактор», к.п.н., .(Этот E-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен JavaScript)

Категория: Бизнес психология


Комментировать:
Имя:

Сообщение:
Читайте также
ТЕСТирование при приеме на работу

ТЕСТирование при приеме на работу

Чт, Май 30, 2013 - 1:11
Психология (в частности тестирование, стрессология, конфликтология, командообразование) в работе HR-менеджера используется достаточно часто и широко...
Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Пн, Март 18, 2013 - 7:25
Не все бизнес-тренерские компании добиваются успеха исключительно благодаря высокому качеству услуг. Некоторые делают ставку на свое умение продавать..
Мужское Эго и как им управлять

Мужское Эго и как им управлять

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:41

«Ну почему этот идиот не хочет быть со мной? Ведь я умна и красива!», «Что же я сделала не так? Почему он говорит, что не хотет иметь со мной ничего общего?!»..

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:18

Может ли парень быть просто другом? Или в общении с сильным полом, по достижении определенного вохраста, без постели не обойтись? Многие девчонки..

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Ср, Июнь 06, 2012 - 11:03

Одежда чуть ли не самый важный атрибут нашей жизни. Когда мы видим человека, мы обязательно смотрим на то, как он одет и в зависимости от этого,..

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Ср, Май 30, 2012 - 2:30

Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок..

Опоздания и как с ними бороться

Опоздания и как с ними бороться

Пн, Май 21, 2012 - 6:27

Сотрудник часто опаздывает на работу. Руководитель звереет от мысли, что на свете есть существа, способные освоить компьютер, но так и не научившиеся..