Типы интеллектуальной одаренности
Типы интеллектуальной одаренности
0

Типы интеллектуальной одаренности

Когда мы общаемся с человеком, мы почти безошибочно можем определить, насколько он умен: любого человека мы можем квалифицировать как либо очень умного, либо не очень умного, либо – как недалекого, совсем глупого. И школьные учителя имеют представление относительно интеллектуальных способностей своих учеников, и даже дети в классе легко определяют уровень умственного развития одноклассников. Причем, это их мнение вовсе не зависит от успехов в учебе. Конечно, умный человек отличается от неумного, скрыть мощь интеллекта не удается никому. Но вот сказать точно, в чем же заключается умственная одаренность человека, как она проявляется, довольно сложно. Уж очень многообразны эти проявления.

Психолог М.А.Холодная в своей книге «Психология интеллекта» выделяет шесть типов умственной одаренности:

1)    Сообразительные - люди с высоким уровнем развития общих интеллектуальных способностей, которые измеряются тестами интеллекта. Показатель их интеллекта – IQ – не меньше 135-140 единиц.
2)    Блестящие ученики – люди с высокими академическими успехами.
3)    Креативы (творческие личности) – люди с высоким уровнем развития творческих способностей, чьи идеи отличаются оригинальностью.
4)    Компетентные – люди, достигающие особенных успехов в тех или иных видах деятельности, имеющие большой запас предметно-специфических знаний и практический опыт работы в этой сфере.
5)    Талантливые – люди с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в той или иной форме.
6)    Мудрые – люди с высокими интеллектуальными способностями, которые дают им возможность анализировать, оценивать, предсказывать события жизни людей.

Понятно, что всех этих людей, несмотря на разную природу их
интеллектуальной одаренности, мы считаем умными. И это их отличие от других людей – не таких умных, как они, - проявляется довольно рано, часто в детском возрасте. Но не обязательно высокоинтеллектуальные дети вырастают в высокоинтеллектуальных взрослых. Например, в одном эксперименте в течение 50 лет наблюдали за 1500 людьми, получившими в школьном возрасте высокие результаты по шкале интеллекта (их IQ был не меньше 140 баллов). Оказалось, что 60% этих людей получили университетское образование, у 14% мужчин и 4% женщин были научные звания, в общей сложности они написали 2000 научных статей, 60 монографий, 3 романа, их зарплата была значительно выше среднего уровня по стране, т.е. большинство из этих «сообразительных» учащихся стали высокоинтеллектуальными взрослыми. Хотя в отношении 15% из них этого сказать нельзя, – они ничем не проявили себя во взрослой жизни, и зарплата их была даже ниже среднего уровня. Кроме того, в области творчества эти «сообразительные» личности также не достигли заметных успехов.

То же самое относится и к «блестящим ученикам». Мы знаем много выдающихся личностей, которые в детстве не считались особенно умными. Например, слабыми учениками в школе считались Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Вальтер Скотт, Томас Эдисон и другие. Возможно, это связано с тем, что творчески одаренные дети часто оказываются в школе личностями, не вписывающимися в школьный стандарт и не соответствующими представлениям учителя о хорошем ученике. Видимо, поэтому в школах Великобритании хулиганов и двоечников берут на особый учет, – а вдруг и среди них найдется Дарвин и Эйнштейн? Так в ряде случаев и происходит, - по данным психолога Торренса, изучавшего креативность, около 30% отчисленных из школы за неуспеваемость детей являются одаренными и даже сверходаренными в творческом плане.

Так что, получается, что со 100%-ой вероятностью предсказать, кто вырастет из ребенка, нельзя: и из умных детей вырастают ничем себя не проявившие, не очень умные взрослые, а из глупых, на первый взгляд детей, вполне могут вырасти высокоинтеллектуальные и успешные личности.

Категория: Материалы по психологии


Комментировать:
Имя:

Сообщение:
Читайте также
ТЕСТирование при приеме на работу

ТЕСТирование при приеме на работу

Чт, Май 30, 2013 - 1:11
Психология (в частности тестирование, стрессология, конфликтология, командообразование) в работе HR-менеджера используется достаточно часто и широко...
Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Пн, Март 18, 2013 - 7:25
Не все бизнес-тренерские компании добиваются успеха исключительно благодаря высокому качеству услуг. Некоторые делают ставку на свое умение продавать..
Мужское Эго и как им управлять

Мужское Эго и как им управлять

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:41

«Ну почему этот идиот не хочет быть со мной? Ведь я умна и красива!», «Что же я сделала не так? Почему он говорит, что не хотет иметь со мной ничего общего?!»..

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:18

Может ли парень быть просто другом? Или в общении с сильным полом, по достижении определенного вохраста, без постели не обойтись? Многие девчонки..

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Ср, Июнь 06, 2012 - 11:03

Одежда чуть ли не самый важный атрибут нашей жизни. Когда мы видим человека, мы обязательно смотрим на то, как он одет и в зависимости от этого,..

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Ср, Май 30, 2012 - 2:30

Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок..

Опоздания и как с ними бороться

Опоздания и как с ними бороться

Пн, Май 21, 2012 - 6:27

Сотрудник часто опаздывает на работу. Руководитель звереет от мысли, что на свете есть существа, способные освоить компьютер, но так и не научившиеся..