Верить психологу?
Верить психологу?
0

Верить психологу?

Старый знакомый обратился за разъяснением. В школе, где учится его сын, работает психолог. Детей в школе немного, и на каждого составляется психологическая карта. Зайдя узнать результаты очередного тестирования, знакомый с удивлением услышал, что ребенок у него агрессивный, - так говорят тесты.

- Но он не такой! Я знаю своего ребенка!

Психолог в ответ показал рисунки сына: “Посмотрите, какие острые углы. Это же агрессия...” Не искушенный в психологических тонкостях папаша растерялся. “И что мне теперь делать? Как к этому относиться?” - спрашивал он нас.

Вопрос, верить или не верить психологу, а если верить, то что предпринять, задают себе многие. Особенно остро он встает в тех случаях, когда слова психолога сильно расходятся с вашим личным опытом и взглядом на происходящее. Попробуем разобраться.

Прежде всего - квалификация

О психологе обязательно нужно получить некоторую информацию. Если психолога выбирали не вы, а администрация детского или учебного заведения, то, прежде чем идти на консультацию, наведите справки. Если специалиста выбираете вы, отнеситесь к делу серьезно. Выбор психолога - дело не менее ответственное, чем выбор, например, стоматолога. И там и тут вам либо решат проблему, либо создадут еще большую.

1. Имеет ли психолог высшее психологическое образование. Хорошо, если это образование базовое. Первое фундаментальное образование формирует менталитет. Ни второе высшее, ни какие-либо курсы этого не дадут. Особенно плохо удается переквалификация в психологи из учителей. Ведь суть профессии учителя в том, что он “знает, как правильно”, а психологу это категорически противопоказано, поскольку каждый человек уникален и совершенно “неправильные” в любой другой ситуации рекомендации могут оказаться полезными для этого конкретного человека. Вузов, выпускающих квалифицированных психологов, не называем. Сейчас их достаточно много, а их рейтинг еще не сформировался.

2. Сколько лет психолог ведет практическую работу с детьми. На примере экономических реформ в нашей стране мы уже убедились, что хорошо образованный теоретик может оказаться весьма слаб на практике. Теоретики, экспериментаторы и практики - это разные направления психологической работы. Выбрав после окончания вуза свою дорогу в психологии или попав на нее волей обстоятельств, человек лет за пять становится специалистом определенного профиля: в теоретическом анализе, в грамотной постановке эксперимента или в решении конкретных практических задач и при этом все дальше уходит от смежных направлений.

3. Работает ли он достаточно постоянно с детьми такого возраста, который вас интересует. То, что в одном возрасте норма и “само пройдет”, в другом особенность, на которую следует обратить внимание. Психолог должен быть в курсе интересов этой возрастной группы и уметь разговаривать на их языке. Поэтому, если у ваших знакомых есть специалист, который очень помог им с дошкольником, еще не факт, что вам следует обращаться к нему со своим подростком.

4. Какие формы работы осуществляет психолог. Он может заниматься консультированием, диагностикой, коррекцией. Чем шире репертуар, тем лучше. Особенно важно, чтобы психолог сам вел коррекционные занятия с ребятами. Опираясь на свой непосредственный опыт решения детских проблем, он сможет и вам дать более точные рекомендации.

Получить о психологе подобную информацию не так уж сложно. Расспрашивайте друзей и знакомых, задавайте вопросы педагогам, регистратору психологического центра, да и самому психологу. То, будут ли ответы на эти вопросы благоприятными, и определит меру доверия к специалисту. Не полагайтесь на сумму, которую вам предлагают заплатить за консультацию, как на эквивалент качества. Квалификация и умение ее “продать” - совершенно разные вещи. Рынок психологических услуг и менеджмент в этой области у нас еще очень не развиты.

Учтите возможные побочные факторы

Если вы привели ребенка к незнакомому специалисту на разовую консультацию, против психолога работают все те факторы, которые имеют место на экзаменах. Ребенок может хорошо (или плохо) себя чувствовать, быть в хорошем (или плохом) настроении. Ему может понравиться (или не понравиться) сам психолог или место, в котором проходит консультация. Возможно, у него уже есть опыт общения с другими психологами, который он переносит и на этого нового человека. Все это повлияет на результаты тестирования и собеседования. Имеет значение, как родители объяснили ребенку визит к психологу. Не запугали ли они вольно или невольно ребенка психологом, не настроили ли его на сопротивление. Важно, сумели ли они ясно и полно изложить специалисту, что их беспокоит.

Если психолог работает в школе или детском саду, он обычно знает ребенка, имеет возможность наблюдать за ним некоторое время. Но в его знании может быть предвзятость, потому что оно во многом формируется на основе отзывов педагогов.

Психолог - всего лишь эксперт

Итак, вы пришли к психологу с наболевшей проблемой, в целях профилактики или просто из любопытства (были приглашены по его инициативе). Психолог выслушал вас, побеседовал с ребенком, протестировал его… И, наконец, психолог говорит вам о ребенке что-то неожиданное, чего вы никогда не замечали, чему не можете поверить, с чем не согласны. Как относиться к таким выводам и рекомендациям?

Доверять себе или мнению профессионала? В самом общем виде ответ таков: жить с ребенком вам, отвечаете за него вы, поэтому принимать решение должны вы и доверять прежде всего себе. Мнения же других людей - психологов, педагогов, родственников и прочих - принимать во внимание, учитывать, взвешивать, обдумывать.

Как можно тщательнее расспросите психолога, почему он думает иначе, чем вы. Если он ссылается на тесты, обратите его внимание, что результаты тестов не совпадают с жизненными наблюдениями. Как может агрессивный ребенок ни разу не быть замеченным в серьезной драке, застенчивый - легко знакомиться на улице и с удовольствием ездить в летние лагеря. Возможно, психолог прав. Но он должен пояснить свою точку зрения, сделать ее очевидной и для вас.

Допустим, психолог убедил вас, что на проблему стоит обратить внимание и предлагает варианты ее решения.

Не довольствуйтесь рекомендациями в общем виде типа: “будьте с ним построже”, или “помогите ему найти друзей”, “ему надо больше отдыхать” и пр. Даже если все кажется вам совершенно очевидным, разберите с психологом хотя бы одну-две типичных ситуации, в которых вам предстоит реализовывать эти принципы на практике. (Одни и те же слова у разных людей означают разное: то, как понимаете строгость или порядок вы, может не иметь ничего общего с тем, что имел в виду психолог.) Как именно вы будете проявлять строгость? Каким образом вы можете помочь ребенку найти друзей? Какой именно режим нужен вашему ребенку? Как может отреагировать ребенок на ваш новый стиль поведения с ним? Как скоро и каких изменений в настроениях и поведении ребенка надо ожидать, и как на них реагировать? Что делать, если реакция ребенка будет другой? К концу консультации вы должны точно знать, что именно имел в виду психолог.

Даже если вы полностью доверяете своему консультанту, стоит сохранить долю критичности. Ошибаться может любой человек. Сомневайтесь вслух, уточняйте, задавайте вопросы. Хорошему специалисту это только поможет лучше понять, где он выразился неясно, и нужны ли вам более подробные инструкции.

Если психолог не смог убедить вас в своей правоте, действуйте, полагаясь на собственные чувства и интуицию. Следовать советам, в которые сам не веришь, - дело бесполезное. К тому же психолог, как и любой другой человек, от ошибок не застрахован. Тесты, кстати, тоже далеко не истина в последней инстанции. При сегодняшнем информационном буме они очень быстро устаревают. Например, один из популярнейших рисуночных тестов говорит, что наличие механических частей, вмонтированных в живое тело - это признак того, что автор рисунка болен шизофренией или на пороге заболевания. Но с появлением игрушек-трансформеров и компьютерных игр, каждого пятого ребенка можно зачислить в “шизики”, если, конечно, психолог ориентируется на формальную интерпретацию, а не на собственный рассудок и интуицию.

Даже если вы сомневаетесь в правоте психолога, стоит сохранить частичку доверия, желание услышать и понять. Проанализировав, что именно вам не понравилось, что насторожило, вы легче примите самостоятельное решение.

В любом случае надо помнить: точка зрения психолога - мнение эксперта-консультанта. Решение за вами и только за вами.

Категория: Детская психология


Комментировать:
Имя:

Сообщение:
Читайте также
ТЕСТирование при приеме на работу

ТЕСТирование при приеме на работу

Чт, Май 30, 2013 - 1:11
Психология (в частности тестирование, стрессология, конфликтология, командообразование) в работе HR-менеджера используется достаточно часто и широко...
Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Как выбрать бизнес-тренера, не побывав у него на тренинге?

Пн, Март 18, 2013 - 7:25
Не все бизнес-тренерские компании добиваются успеха исключительно благодаря высокому качеству услуг. Некоторые делают ставку на свое умение продавать..
Мужское Эго и как им управлять

Мужское Эго и как им управлять

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:41

«Ну почему этот идиот не хочет быть со мной? Ведь я умна и красива!», «Что же я сделала не так? Почему он говорит, что не хотет иметь со мной ничего общего?!»..

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Друг в постели или Как понять наши отношения?

Ср, Июнь 06, 2012 - 2:18

Может ли парень быть просто другом? Или в общении с сильным полом, по достижении определенного вохраста, без постели не обойтись? Многие девчонки..

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Одежда - как средство борьбы с депрессией

Ср, Июнь 06, 2012 - 11:03

Одежда чуть ли не самый важный атрибут нашей жизни. Когда мы видим человека, мы обязательно смотрим на то, как он одет и в зависимости от этого,..

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Ср, Май 30, 2012 - 2:30

Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок..

Опоздания и как с ними бороться

Опоздания и как с ними бороться

Пн, Май 21, 2012 - 6:27

Сотрудник часто опаздывает на работу. Руководитель звереет от мысли, что на свете есть существа, способные освоить компьютер, но так и не научившиеся..